Новые законодательные правила для рынка оценки на повестке дня

7 июня 2011

7 июня в Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ, Федерация оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности провела Круглый стол на тему: "Законодательная реформа оценочной деятельности: реалии, тенденции, перспективы". Представители законодательной власти, саморегулируемых организаций и профессиональные оценщики в формате диалога попытались ответить на главные вопросы, каковы действительно реалии и перспективы реформы законодательства рынка оценки, и над какими аспектами еще стоит поработать. Федерация оценщиков бизнес и интеллектуальной собственности, которая выступила инициатором круглого стола, абсолютно уверена, что чем конструктивнее будет диалог всех трех сторон, тем более цивилизованными и адекватными получатся правила игры на рынке оценки, и тем эффективней будет работать весь рынок оценки в будущем.

Создание независимой организации оценщиков как регулятора рынка и повышение уровня квалификации - такова цель законодательных новелл в отношении рынка оценочной деятельности. Об этом рассказал народный депутат Украины, один из авторов нового проекта Закона об оценке, Кирилл Куликов в ходе круглого стола. По словам депутата, на сегодняшний день законодательство в сфере оценки устарело. Проект расширяет поле оценочной деятельности. Но оценка не должна быть пристанищем для малограмотных безработных, считает депутат. Работа сложная и ответственная и требует серьезной подготовки и ответственного к ней отношения. Надо усложнить вход на рынок, повысить входной барьер, сделать оценку элитарным клубом. «Наши законодательные инициативы предполагают смену концепции госрегулирования оценочной деятельности, в частности, создание национальной комиссии по оценке.», - подчеркнул Кирилл Куликов.

Советник главы Фонда госимущества Украины Александр Потимков рассказал, что предложенная к рассмотрению концепция есть одной из двух существующих на сегодняшний день, созданными разными разработчиками – ФГИУ и группой депутатов во главе с К.Куликовым. По словам советника, причина возникновения идеи смены действующего законодательства об оценке есть деятельность самих оценщиков, вызывающая множество нареканий со стороны субъектов рынка. Предложенная группой депутатов концепция позволит, в первую очередь, поднять авторитет оценщиков. Однако, как отметил Александр Потимков, большинство существующих СРО сами не хотят отмены участия государства и полностью брать на себя всю ответственность. Проект Закона написан для дальнейшего обсуждения оценщиками, пусть вносят свои коррективы. Но это непросто, ибо у самих оценщиков нет консолидированной позиции. Рынок оценки, по мнению эксперта, невелик и сужается, оценщики безынициативны. Поэтому концепция проекта правильная, а детали надо обсуждать.

По мнению Павла Михайлиди, Председателя Общественного совета по саморегулированию при Госкомпредпринимательства, смещение акцента с госрегулирования в сторону саморегулирования для рынка оценки – замечательно. Только вот саморегулирования в нынешнем законопроекте то и нет. Создается новая структура чиновников от оценки. Плохо, что снова нет материальной индивидуальной и солидарной ответственности оценщиков. Особое внимание было обращено на включение в проект механизмов, которые бы сделали невозможным коррупцию в новом органе.

Помощник народного депутата Валерия Коновалюка – Антон Каганец дополнил, что ЗУ «Об оценке» должен писаться не только с точки зрения, что хотели бы видеть оценщики, но и учитывать интересы и требования второй стороны – заказчиков оценки. Правила игры для них должны быть просты и понятны. Были отмечены неоспоримые преимущества саморегулируемой модели рынка.

Заслуженный оценщик УТО, Александр Драпиковский в своем выступлении подчеркнул, что ни одна из предлагаемых концепций законодательного регулирования рынка оценки так и не предлагает решить проблему качественной подготовки оценщиков, которая не должна предполагать лишь курсы. Профподготовка оценщика должна быть на уровне высшего образования, это должны быть специалисты в области экономики. Так же эксперт считает, что в мире нет практики госрегулирования оценочной деятельности, это атавизм стран СНГ. Профессиональные консультанты, к которым относятся оценщики, должны сами регулировать свою деятельность. Правда, это возможно только, если не будет оценки, результаты которой есть обязательны к исполнению, а только добровольная.

Президент Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности Татьяна Павлюк считает положительными моментами настоящего проекта Закона смещение акцента на саморегулирование, ликвидация лицензирования в части оценочной деятельности, усиление ответственности оценщиков-рецензентов. Как заявила Президент, члены ФОБИС считают необходимым при разработке проекта ЗУ Об оценке внести абсолютно новые принципы формирования и работы СРО. Текущая редакция проекта ЗУ «Об оценке» хоть и предусматривает обязательное членство, но и только. Функции СРО есть только вспомогально-обслуживающими деятельность Нацкомиссии. Никаких полномочий, кроме как помогать Нацкомиссии выявлять и первыми наказывать проштрафившихся оценщиков, у них нет.

Но СРО должно быть не репрессивным органом, а регуляторным, подчеркнула Павлюк. К функциям СРО следует отнести непосредственно разработку и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил и условий приема в члены организации, ведение реестра, определение прав и обязанностей таких организаций, контроль за соблюдением членами организации требований законов, стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности. Если говорить о принципах создания и работы СРО, то Президент ФОБИС рекомендует законодателям выделить следующие. Первый принцип - установление четких принципов принадлежностей к группе. Следует четче обозначить принадлежность к оценщикам и причислять только тех, кто профессионально занимается оценкой, оценщиков-практиков. Игнорирование правил дает эффект размытости целей и конфликт интересов. К оценщикам по реестру сегодня принадлежат и те, кто никогда оценкой не занимался. Более того, через 2 года такие т.н. «оценщики» автоматически становятся рецензентами. Второй принцип - правила игры вырабатываются непосредственно участниками СРО. Участники должны принимать участие в принятии решений. Третий принцип - контроль за выполнением правил. Участники выбирают подотчетных им лиц, или осуществляют взаимный мониторинг вместе. Крайне важно обеспечить ротацию руководства и контролеров, а вариант внешнего мониторинга деятельности СРО – как более цивилизованный. Но все это требует ресурса, которого сегодня нет у большинства СРО. Четвертый принцип - правило делегирования своих членов в высший орган (Нацкомиссию, например). Делегаты должны избираться на общем собрании СРО (как и предложено в проекте), но должен быть разработан и механизм отзыва представителя СРО и их ежегодная ротация. Пятый принцип - использование градуированной шкалы санкций. Они, в свою очередь, должны зависеть от условий, в которых нарушения были осуществленные. За первое нарушение не следует применять серьезные санкции. Их задача - предупреждение. Важно, чтобы другие участники группы знали об этом факте. Это также должно быть сигналом нарушителю, что о его поступке все проинформированы. Следующие нарушения должны влиять на соотношение выгод и затрат вплоть до исключения из СРО. Мы предлагаем законодательно определять способ регулирования лишь тех видов оценки, результаты которой обязательны для заказчика. Перечень обязательных видов оценки должен быть прямо указан в законе. Все остальные виды оценки должны быть исключены из сферы государственного регулирования и подпадать только под административную ответственность. Шестой принцип - возможность быстрого решения конфликта. Он предусматривает создание локальных площадок для немедленного улаживания споров. Речь идет о создании технологических возможностей для срочных коммуникаций. Для этого, в частности, и создаются исполнительные органы. Сегодня СРО в лучшем случае есть бесполезными при существовании конфликтной ситуации, в худшем – сами становятся источником конфликта. И в завершение, седьмой принцип - признание государственными органами права на существование СРО и их прав. Это достаточно широкий вопрос: насколько государство осознает важность сотрудничества с такими организациями. В Украине отсутствуют общепринятые правила взаимодействия с профессиональными объединениями, нарушение которых считалось бы неприемлемым. Поэтому крайне необходимо ввести практику согласования действий госорганов с профессиональными сообществами. Именно согласования действий, а не участие чиновников в высшей организации, регулирующей всю оценочную деятельность. Ибо непосредственное участие чиновников ничего, кроме коррупционной составляющей в Нацкомиссию не внесет. Нацкомиссия, по мнению Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности, должна быть представительским органом, состоящим из профессионалов рынка, а не олимпом для единиц, с безграничными полномочиями при полном отсутствии персональной ответственности.

Все высказанные инициативы представителей рынка оценки на круглом столе, ФОБИС собирается аккумулировать и инициировать их внесение в законопроект об оценочной деятельности в ходе его доработки.

Комментировать

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы отправлять комментарии.

Членство в ФОБИС-АСБОУ

Присоединяйтесь к сообществу профессионалов оценочного бизнеса.

 

Заявление на членство

Скачать заявление на членство
в ФОБИС-АСБОУ

 

Киев, ул. Тарасовская, 9
 
Тел.+380 (50) 49 22 0 22